Что значит "планировать"? (часть третья)

План на год.

Для планирования в областях "Жизнь" и "Учебный процесс" - из нашей схемы в стиле Дома, Который Построил Джек - напомню кратко те классические постулаты тайм-менеджмента, которые, как я знаю по собственному опыту, здорово облегчают работу перегруженного выпускника. Это позволит нам смело перейти к третьей области - планированию собственно изучения истории для подготовки к ЕГЭ.

 

Хочу еще раз оговориться, что настоящее планирование возможно только тогда, когда вы ответили на вопрос "Зачем?" и четко понимаете (т.е. можете изложить на бумаге) свои жизненные цели - ни больше, ни меньше. Цели эти (должны) будут пересматриваться в течение жизни, но их нужно всегда четко осознавать. Иначе можно усиленно копать, только не там, где нужно; быстро карабкаться по лестнице, приставленной не к той стене... Итак, я исхожу из данности, что в числе ваших жизненных целей стоит гуманитарное образование на уровне мировых стандартов, ступенью к которому должна быть успешная - на 90-100 баллов - сдача ЕГЭ по истории.

 

Есть ставший классическим подход к планированию по принципу год - неделя - день. Из схемы выпадает планирование месяца, но делу это не мешает... Вот сейчас - не поленитесь, возьмите ручку с ежедневником (вариант - откройте ноутбук, и т.д.) и начните фантазировать на тему "Что я сделаю за год такого, что приблизит меня к финалу "Жизнь удалась". Поупражнявшись в остроумии, возьмите получившийся список и пересмотрите его так, как будто через год вам отчитываться за выполнение заявленного. Ничего не осталось? Все вычеркивать не рекомендуется.

 

Мы получили ни что иное, как черновик годового плана максимум/минимум.

 

Третий подход к снаряду: сгруппируйте ваши пожелания по областям интересов - например, то что связано с взаимоотношениями в вашей семье/с друзьями/со спортивными достижениями/с учебой/с путешествиями/с коллекционированием фанатских шарфов и т.д. Получится несколько таких областей, в которых вы хотите чего-то достичь. Теперь перед вами годовой план min/max с разбивкой на ключевые области. Думаю, основную идею вы уловили.

 

В далеких уже 1950-х американский психолог Джордж Миллер, работая в Bell Laboratories провел ряд экспериментов, целью которых был анализ памяти операторов. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов — то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов. Это правило полезно знать и использовать, особенно при работе с большими объемами информации, которая предстоит при изучении истории.

 

Это относится и к количеству выделенных вами ключевых областей: по-хорошему, их должно быть 7+-2, т.е. от 5 до 9. В этом случае ничего не выпадет из сферы внимания.

 

Итак:

 

- выделим ключевые области нашей жизни;

 

- запишем, чего хотим достичь и что для этого сделаем за год в каждой из них - если ветер будет попутным; это будет план-максимум;

 

- запишем, чего хотим достичь и что сделаем за год в каждой из областей при любой погоде; получится план-минимум.

 

Формулировка "чего хотим достичь и что для этого сделаем" страхует нас от подмены понятий "цель-план". Цель - это, как уже говорилось выше, образ результата; а план – шаги к этому результату.

 

Короткий пример:

 

Чего хочу достичь за год в области "Образование" (max): поступить на бюджетное отделение восточного факультета СПбГУ.

 

Что для этого сделаю: изучу требования для поступления; запишусь на подготовительные курсы; найду репетитора по...; куплю пособия по...; запланирую еженедельные самостоятельные занятия по...; и т.д.

 

Очень важно помнить, что планы должны быть амбициозными. При прочих равных завышенная самооценка лучше, чем заниженная. Есть хорошее выражение: тот, кто ищет сокровища, находит их крайне редко, но тот, кто не ищет - не находит их никогда. Поэтому ставьте высокие цели и планируйте, как их достичь, без страха.

Оставить комментарий

Комментарии: 0